ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИЯМ В ОБЛАСТИ СВАРКИ, ЧЛЕН НСПК, ПРЕЗИДЕНТ НАКС, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ «ТЕХНОЛОГИИ СВАРКИ И ДИАГНОСТИКИ» МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА, АКАДЕМИК РАН НИКОЛАЙ АЛЁШИН О ПЕРЕХОДЕ ОТРАСЛИ НА ПРОФСТАНДАРТЫ, ПРОБЛЕМЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ И ГЛОБАЛЬНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ.
Николай Павлович, представители каких отраслей задействованы в работе возглавляемого вами СПКС?
Н. А.: Сложно назвать отрасли, в которых не применяются сварочные процессы, и именно это определило под ходы к формированию состава СПКС. Сегодня в СПКС входят представители нефтегазовой, судостроительной, авиационно-космической, строительной и мостостроительной, атомной, железнодорожной, машиностроительной отраслей, а также ведущих организаций высшего и среднего профессионального образования, научных и исследовательских организаций и Федерации независимых профсоюзов России.
Какие задачи решает СПКС? Какова его главная миссия?
Н. А.: Вопросы установления и актуализации квалификационных требований к работникам сварочного производства, формы и методы оценки квалификации работников, соответствие квалификации современному уровню развития технологий сварки, применяемых оборудования и материалов всегда входили в сферу профессиональных интересов НАКС и, соответственно, СПКС.
В соответствии с международными документами в области качества, сварка является «специальным процессом», результаты которого нельзя оценить одномоментно и гарантировать качество полученных соединений. Поэтому особое внимание уделяется «входным» требованиям к оборудованию и материалам, технологическим процессам и, главное, к квалификации работника. Имея многолетний положительный опыт взаимодействия с органами исполнительной власти в сфере обеспечения промышленной безопасности по аттестации специалистов сварочного производства, с 2012 года мы активно и успешно взаимодействуем с Минтруда России, Минобрнауки России, Минпросвещения России по разработке современных профессиональных стандартов, внедрению их в систему профессиональной подготовки, подготовке и принятию соответствующего законодательства и нормативного правового регулирования.
Как вы оцениваете процесс перехода работодателей на профессиональные стандарты?
Н. А.: С появлением профессиональных стандартов работодатель получил современный и качественный документ, содержащий актуальные квалификационные требования к работнику. Одновременно система профессионального образования и обучения должна ориентироваться на положения профессиональных стандартов и привести свои образовательные программы и программы профессионального обучения в соответствие с профессиональными программами. В совокупности это должно обеспечить подготовку квалифицированных работников и их высокопроизводительный труд.
Однако практика показала, что переход работодателей на применение профессиональных стандартов в системе управления персоналом и установление трудовых отношений проходят с большим трудом. В чем причина возникших сложностей? Н. А.: На наш взгляд, главным барьером для такого пере хода стало наличие нескольких документов, содержащих квалификационные требования к работникам. Предприятия привыкли применять всем хорошо знакомые Единый тарифно-квалификационный справочник, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. На применении этих документов была выстроена си стема оплаты труда, с ориентиром на них функционировала система профессиональной подготовки. И, даже несмотря на наличие неудовлетворенности работников оплатой тру да, работодателей — качеством профессиональной подготовки, а образовательных организаций — скудностью необходимой информации в этих справочниках, система продолжала функционировать по привычным правилам.
С появлением профессиональных стандартов работодатель получил современный и качественный документ, содержащий актуальные квалификационные требования к работнику.
В 2017 году Минтруда России, базируясь на положениях Указа Президента РФ от 07.05.2012, изменениях в Трудовом кодексе, обратилось в Советы по профессиональным квалификациям с просьбой дать предложения по исключению отдельных требований из ЕТКС и ЕКС в связи с утверждением профессиональных стандартов. Исходя из того, что утвержденные профессиональные стандарты в области сварки в полной мере учитывают требования ЕТКС, нашим Советом были подготовлены и направлены в Минтруда России предложения по исключению от дельных квалификационных характеристик профессий рабочих из ЕТКС.
Представленные предложения были реализованы приказом Министерства тру да и социальной защиты РФ от 09.04.2018 № 215 «О внесении изменений в некоторые выпуски Единого тариф но-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», в соответствии с которым по 11 профессиям устаревшие и зачастую ошибочные характеристики были исключены. Таким образом, остался один документ — профессиональный стандарт, который можно применять для установления квалификационных требований со стороны работодателя и на который должны ориентироваться образовательные организации при формировании программ профобучения.
Тема организованной трудовой миграции настолько актуальна не только для бизнеса, но и для государства, что находится в зоне постоянного внимания Президента РФ Владимира Путина.
К нашему сожалению, соответствующее изменение смежного законодательства и нормативных правовых актов растянулось на годы: изменения в Приказ Министерства образования и науки РФ от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» были внесены приказом Министерства просвещения РФ от 25.04.2019 № 208, а еще через год был принят и подписан Федеральный закон от 25.05.2020 № 158-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части установления квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих».
Конечно, за прошедшие 3 года было много вопросов по применению наших профессиональных стандартов, как от работодателей, так и от образовательных организаций, но сегодня можно сказать, что мы прошли этот путь, и для тех, кто будет идти за нами, этот путь окажется легче.
Мы уверены в правильности принятых решений: что бы пройти качественную профессиональную подготовку, работник должен однозначно понимать, какие требования к нему предъявляет работодатель, и эти требования должны быть едиными, несмотря на то, что установлены они в разных документах.
СПКС активно занимается темой трудовой миграции. Каким образом подтверждается квалификация привлекаемых работников из-за рубежа?
Н. А.: Да, наш СПК является пионером в этом направлении. Тема организованной трудовой миграции настолько актуальна не только для бизнеса, но и для государства, что находится в зоне постоянного внимания Президента РФ Владимира Путина.
Как я уже говорил, свар ка — это межотраслевой процесс, без которого не обходится ни одно строительство. А строек у нас в России сегодня нема ло: это и «Северный поток – 2», и Амурский газоперерабатывающий завод (реализуются ПАО «Газпром»), и проект «Арктик СПГ 2» (реализуется ПАО «НОВАТЭК), и горно-обогатительный комбинат на Удоканском месторождении меди (реализуется группой компаний USM), и множество других. Ряд объектов сооружает ся иностранными подрядными организациями и их филиала ми (дочерними организация ми) в России. В условиях дефицита квалифицированных рабочих кадров, естественно, возникает вопрос привлечения специалистов из-за рубежа, тем более иностранными компаниями.
К сожалению, законодательство в сфере правового положения иностранных граждан на территории Российской Федерации фактически не содержит требования к профессиональной подготовке мигрантов, концентрируясь на требованиях к здоровью, знанию русского языка, легальности пребывания на территории России. Но с точки зрения необходимости качественно го и безопасного выполнения сварочных работ на объектах имеющихся требований явно недостаточно.
Для решения данных вопросов СРО Ассоциация «НАКС» заключила Соглашение о сотрудничестве с Союзом экспертов и консультантов в сфере трудовой миграции «Между народный альянс «Трудовая миграция»», и во взаимодействии нам удается вырабатывать предложения для учета профессиональной составляющей.
В рамках деятельности СПКС мы проводили анализ систем профессиональной подготовки в различных странах. Несмотря на то что многие страны используют если не единую, то схожие национальные рамки квалификаций и системы подготовки, результаты порой отличаются кардинально.
Например, в Турции государственные образовательные организации осуществляют подготовку сварщиков, но только в общем формате, дают базовые, общеотраслевые знания. Фактически практическая подготовка осуществляется каждым предприятием самостоятельно и, естественно, ориентируется на потребности каждой конкретной организации. Легко можно встретить сварщика, который обучен сваривать только определенные материалы, определенные типы сварных соединений и в ограниченных пространственных положениях при сварке. Говорить в таких условиях о сопоставимости квалификации сварщиков невозможно.
Учитывая то, что многие стройки относятся к опасным производственным объектам и ошибка сварщика на этапе строительства может привести к серьезным последствиям в процессе эксплуатации этого объекта, как для экологии, так и для жизни и здоровья людей, уверенность в наличии у него необходимой квалификации должна быть близкой к 100%.
С учетом географии стран исхода трудовых мигрантов созданы экзаменационные центры в Турции, Китае, Индии, Узбекистане.
Как обеспечивается оценка квалификации иностранного работника и где можно пройти эту процедуру?
Н. А.: НАКС для себя эти вопросы решил уже давно. Исходя из того, что сегодня СПК в области сварки на территории Российской Федерации имеет развернутую сеть центров оценки квалификации и экзаменационных центров (более 170 мест проведения профессионального экзамена), оценить квалификацию трудового мигранта незатруднительно. Однако это не совсем удобно для его работодателя: мигранта, не подтвердившего квалификацию, нельзя допустить к работе, его надо вывозить из России, а это дополни тельные финансовые издержки. Да и для нашего общества присутствие на территории России мигранта без работы, а значит, и без средств к существованию не то что не нужно, а даже с социальной точки зрения опасно.
Значит, надо реализовать процесс подтверждения квалификации непосредственно на территории страны исхода трудовой миграции и минимизировать финансовые, социальные и иные риски для всех заинтересованных сторон.
С учетом географии стран исхода трудовых мигрантов созданы экзаменационные центры в Турции, Китае, Индии, Узбекистане. Конечно, ситуация с пандемией замедлила, а где-то даже приостановила эти процессы, но сегодня мы видим возобновление потребности в этих услугах.
Для центров оценки квалификаций, открытых за рубежом, действуют такие же правила, как и для российских?
Н. А.: Мы не делаем никаких поблажек с точки зрения требований к таким центрам. Руководствуясь положениями Федерального закона «О независимой оценке квалификации» и требованиями приказов Минтруда России, каждая организация, на базе которой создается экзаменационный центр, проходит проверку на наличие необходимых материально-технических ресурсов, а кадровое обеспечение осуществляется силами российского центра оценки квалификации.
Конечно, с точки зрения организации проведения профессионального экзамена возникают дополнительные сложности, например языковые, но они успешно решаются. Все применяемые на профессиональном экзамене оценочные средства, билеты теоретического этапа, технологические карты и оценочные листы для практического этапа профессионального экзамена переводятся на иностранный язык, дополнительно обеспечивается наличие переводчика непосредственно на экзамене.
На состоявшейся в этом году российско-германской конференции «Признание квалификаций», организованной Национальным агентством развития квалификаций, широко и подробно обсуждались вопросы о нормативных основах, проектах и инструментах оценки и признания квалификаций в России и Германии, и основ ной вывод, который я сделал для себя: автоматического при знания документов о квалификации и подтверждения квалификации за границей нет!
Для признания квалификации в разных странах используются различные процедуры, и наша российская система не зависимой оценки квалификации в соответствии с 238-ФЗ может и должна стать ключом, открывающим мигранту возможность осуществлять трудовую деятельность на территории России.
Насколько тренд на всеобщую цифровизацию влияет на деятельность СПКС?
Н. А.: Для нашего Совета развитие и применение цифровых технологий — это не дань моде, а жизненная необходимость. Если посмотреть на кар ту нашей деятельности, то становится понятно, что без применения цифровых технологий Совет не смог бы в полной мере реализовать те функции, которые на него возложены в соответствии с законом и нормативно-правовыми актами. Это касается как внутрисистемных вопросов — организация деятельности ЦОКов, так и самой процедуры проведения профессиональных экзаменов, передачи их результатов в Совет, проверки, обработки и признания результатов независимой оценки квалификации.
Наша российская система независимой оценки квалификации в соответствии с 238-ФЗ может и должна стать ключом, открывающим мигранту возможность осуществлять трудовую деятельность на территории России.
С момента наделения НАКС полномочиями Совета по профессиональным квалификациям в области сварки мы начали разработку и в 2015 году запустили в эксплуатацию собственную систему электронного документооборота СПКС (ЭДО).
Сегодня система ЭДО СПКС представляет собой комплекс, условно состоящий из двух блоков: блок администрирования деятельности ЦОКов и блок обеспечения проведения профессиональных экзаменов.
Блок администрирования обеспечивает передачу, хранение и анализ информации о материально-технических ресурсах и кадровом обеспечении ЦОКов и ЭЦ, проведение подтверждения квалификации членов экспертной комиссии ЦОКов.
Блок обеспечения проведения профессиональных экзаменов содержит информацию о профессиональных стандартах и утвержденных квалификациях, оценочные средства по всем квалификациям, инструментарий для формирования заданий теоретического этапа профессионального экзамена и про хождения его не только в очном формате, но и в удаленном. Так же в системе формируются задания и оценочные листы для практического этапа профессионального экзамена, но по понятным причинам в дистанционном формате практический экзамен сварщики не проходят. Система ЭДО СПКС аккумулирует всю информацию по профессиональным экзаменам и передает ее в Совет для проверки, обработки и признания результатов и направления в Национальное агентство развития квалификаций для внесения в Реестр независимой оценки квалификации. Система ЭДО прошла сертификацию и соответствует требованиям законодательства в сфере защиты персональных данных.
Наличие этой системы позволило нам достаточно безболезненно перенести все ограничения в 2020 году, и уже в мае прошлого года мы перевели процедуры подтверждения квалификации членов экспертных комиссий с очного в дистанционный формат.
Вы готовите национальную команду сварщиков для участия в международных соревнованиях, по каким критериям оцениваете членов команды?
Н. А.: Приведу конкретный пример: СПК в области сварки и СРО Ассоциация «НАКС» осуществляли подготовку национальной команды сварщиков Russia NAKS Team для участия в международных соревнованиях по сварке 2017 Shanghai ”ArcCup“ Competition в г. Шанхай и 2019 Arc Cup International Welding Competition в г. Ланфан (КНР).
При подготовке членов команды применялись оценочные средства и методики про ведения профессионального экзамена для независимой оценки квалификации. Итогами выступления команды Russia NAKS Team на международных соревнованиях в г. Шанхай и в г. Ланфан стали первые места. Логично сделать вывод, что квалификация, соответствующая требованиям профессионального стандарта, и методика ее оценки со ответствуют современным требованиям к сварщику. Так что можно с уверенностью сказать, что те ключевые направления деятельности, о которых мы сегодня говорили, совпадают не только с одобренной в марте 2021 года Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям «Стратегией развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года», но и в целом с целями, приоритетами, направлениями и задачами государственной политики Российской Федерации, направленными на формирование и укрепление кадрового потенциала страны для обеспечения эффективности национальной экономики, реализации национальных целей и приоритетов.
Е. ЛИХАЧЁВА
Источник: Журнал NSKR № 2 2021
Совет по профессиональным квалификациям в области сварки (СПКС) является первым советом, созданным по профессиональному признаку, а не по отраслевому (как большинство СПК). Свою историю СПКС ведет с 29 июля 2014 года, когда решением Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК) Саморегулируемая организация Ассоциация «Национальное Агентство Контроля Сварки» (НАКС) была наделена полномочиями Совета. В зону ответственности СПКС вошли виды профессиональной деятельности, связанные со сварочными и родственными процессами (термическая резка, пайка, наплавка), неразрушающим контролем и испытанием сварных соединений и материалов.
Фото предоставлены СПК в области сварки.