Несмотря на то, что интернет просто завален информацией, большая ее часть бесполезная… Чуть ли не каждый пользователь всемирной паутины что-то загружает, кто-то ведет сайт или блог. Да и все учреждения стремятся наполнять свои порталы. Так, какому из источников можно доверять? Лекторам!
Именно они, владеющие информацией на высоком уровне, анализируют контенты разных источников и, собрав воедино, доносят до слушателя. Знакомьтесь – профессор Российской Академии Естествознания, преподаватель Института науки и практики Ferum, попавшая в топ-100 лекторов страны, — Алла Дмитриевна Иванова.
Основатель нового научного направления «Психолого- педагогическая парадигма Теории поколений». Имеет 20 летний научно-педагогического стаж, более 100 научных публикаций. Проводит видео лекции по педагогике, психологии, теории поколений.
С Аллой Дмитриевной мы познакомились в Центре компетенции по сварке, после очередного семинара с сотрудниками. Слушателем ее лекции мог быть любой желающий.
– В первую очередь разрешите поздравить вас с успехом. Вы финалист I сезона Всероссийского конкурса «Лига лекторов»! Расскажите о его масштабах?
– Это первый конкурс Российского общества «Знание», в котором участвовало 2553 участника из 80 регионов России: кандидаты и доктора наук, журналисты, писатели, деятели культуры и искусства, представители общественных организаций, профессиональные спортсмены, победители и финалисты конкурса «Лидеры России», а также лауреаты и амбассадоры проекта «Цифровой прорыв», лауреаты Премии Правительства РФ для молодых ученых. Мы выступали на площадках таких ведущих российских вузов, как МГУ, МАИ, РГГУ и многих других. В финал вышло 100 человек. Проведение таких больших мероприятий говорит о том, что запрос общества на получение знаний высок.
– По каким критериям оценивали участников?
– Критериев было много. Как проходят лекции, оценивал большой профессиональный состав жюри во главе с председателем наблюдательного совета Сергем Кириенко. Принимали во внимание качество и актуальность предоставленного материала, наличие собственных наработок, авторские методики и способы взаимодействия со слушателями, профессионализм, умение привлечь аудиторию, увлеченность, харизматичность и даже манеры.
– Учитель – одна из самых благородных и востребованных во все времена профессий. Чем был обусловлен ваш выбор?
– Преподаватель для меня и профессия, и хобби, и судьба. Я из династии педагогов. Четыре поколения наших родственников – 17 человек связали свою жизнь со сферой образования. Первый учитель в роду – мой дядя Коля, старший брат моего отца. Затем по его стопам пошли братья, сестры, а теперь внуки. Мой папа историк, мама – учительница математики, вышла на пенсию в 79 лет только из-за того, что ей было сложно перестроится на ведение онлайн занятий – не хватало глаз детей и живого общения. В педагогическую профессию пришла и моя дочь — в Авиационном университете преподает компьютерное моделирование сварочных технологий. Я на протяжении 14 лет в УГАТУ читаю студентам-технарям лекции по педагогике и психологии. Я работаю в основном с аспирантами, магистрантами, редко с бакалаврами. Моя миссия как педагога – воспитать новую инженерную элиту. У нас прекрасные студенты, которые хорошо знают матчасть, но когда они приходят на производство, то для того, чтобы занять руководящую должность, им часто не хватает социальных знаний и soft skills (гибких навыков – умений связанных с личностными качествами). Очень больно осознавать, что начиная с 90-х годов технари «выдавливаются» из контура управления финансово-экономическим менеджментом. Я считаю, что их нужно вернуть. Управлять производством должны люди, которые понимают в технике и технологических процессах. То есть в первую очередь руководители реального сектора должны получить техническое образование и знание матчасти, и только после этого изучать «управление персоналом» и «бережливое производство». Я как раз даю студентам те социально-психологические знания, которых не хватает современным управленцам.
Большая часть моих лекций в Институте науки и практики Ferum посвящена психологии личности. Мы детально разбираем психологию поколений – взаимодействие представителей различных поколений в рабочей среде. Это помогает грамотно организовать работу и сплотить разновозрастный коллектив, понять, как эффективнее сотрудничать — и между собой в команде, и с заказчиками. Ведь в Центре компетенции по сварке работают представители нескольких поколений: беби-бумеры, поколения X, Y и Z. Также я объясняю, как отличается психология и мотивация мужчины-работника от женщины. Все это нужно знать современному руководителю. Воспринимая сотрудника не в качестве рабочей функции, которую он выполняет, а как человека, — до него легче достучаться и нацеливать на результаты.
– Как при таком обилии информации на электронных ресурсах добиться внимания аудитории?
– Студенты очень тонко чувствуют уникальный контент и если они видят, что материал хрестоматийный и «избитый», то им становится скучно. Молодежи (и не только ей) важно, чтобы лектор давал то, что они нигде не прочитают. И, еще, конечно, для полноты восприятия необходима красивая картинка и артистичность преподавателя – это виртуозное владение интонацией, умение привести примеры, уместно пошутить, не отходя от темы.
– Как вы относитесь к тому, что серьезные лекторы ведут TikTok? Вы считаете, это позволяет быть ближе к молодежи?
– Положительно. Я знаю, что снимать, монтировать и создавать ролики – очень большой труд. Это позволяет заинтересовать и завоевать новую аудиторию. У меня есть Youtube канал «Всё как у людей. Алла Иванова», куда выкладываю свои лекции, но, к сожалению, не всегда успеваю делать это регулярно.
– О современной молодежи много разных мнений. Какая она в ваших глазах? Далека ли от идеальной?
– Идеал у каждого свой. Для меня она интересная, умная. Сегодня студенты умеют четко определять цели, и честно сказать, что им не интересно — они ценят время. Они чувствуют неравнодушие лектора и его вовлеченность в предмет. Если у преподавателя нет интереса к своей работе или он выгорел эмоционально — им от этого становится скучно.
– Работа лектора утомляет?
– Нет, напротив. Это важная и неотъемлемая часть моей профессиональной жизни. Я провожу много очных лекций и вебинаров: на площадках Российской Академии Естествознания, в вузах РБ и РФ и, конечно же, в Институте науки и практики Ferum, входящим в содружество предприятий «Центр компетенции по сварке». Я очень люблю свою работу и то несравнимое чувство отдачи, которое я получаю от слушателей.
– У вас множество наград и дипломов. Какие из них вам особо дороги?
– В 2020 году я стала Основателем научного направления «Психолого-педагогическая парадигма Теории поколений» и меня наградили орденом «PRIMUS INTER PARES» («Первый среди равных») Российской Академии Естествознания.
А 2021 год прошел под эгидой Российского общества «Знание». Я стала финалистом I сезона Всероссийского конкурса «Лига Лекторов» и номинантом на Премию «Знание» в номинации «Преподаватель – просветитель года». Войти в число 103 номинантов из 3000 поданных заявок – это победа!